Завершается зима, перед великим постом празднуется неделя Масленницы .
История Масленицы
Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся с
языческих времен. Семь дней Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит
пестрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает
долгожданную весну.
Торговые ряды в Масленичном городке ломятся от всевозможных
лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с
орехами и медовыми пряниками, да не обычными, а с узорами да надписями: «Кого
люблю — тому дарю», «от милого подарок — дороже золота». Соленья, рыба, икра —
ешь до отвала!
Но самое главное — это блины! Блин — символ солнца. Такой же
круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с
икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной — на любой вкус.
Закружит Широкая Масленица в танцах и хороводах — ноги сами
пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. А шуты и скоморохи насмешат
до слез. В балаганах и театрах — представления без конца. А тот, кто не захочет
остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде.
Нарядиться до неузнаваемости или закутаться в шубу до пят выпить с медведем по
чарке водки.
А в последний день Масленицы сжигают соломенное чучело —
символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Кроме того, Масленица это
персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трех
персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Само название праздника еще в древние
времена было перенесено на антропоморфный персонаж, который в самом начале
праздника торжественно встречали с величальными песнопениями на горке.
Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в
женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и
масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом
весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в
конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие
клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем
костре, который разводили обязательно «на горке» — на какой-нибудь
возвышенности. Аналогичные похороны устраивали и другим персонажам славянской
мифологии - болгарского Германа, русских Кострому и Ярилу. У южных и западных
славян празднику Масленицы соответствовал Запуст у поляков, Менсопуст и Кукер у
болгар. У словаков и чехов Масопуст оканчивался обрядовым «выносом Смерти» —
символа зимы: этим символом, как правило, было соломенное чучело, которое
называли Смертью, Мореной или Марженой. Эти имена восходят в древнеславянской
богине смерти Маре или Марене.
Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались
процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и
демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях
Масленицу обзывают (в связи с великим постом, который наступает сразу после
обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой,
блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело,
наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из
селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного
чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и
придать земле плодородие.
Масленица для русских — все равно, что карнавал для
итальянцев, тем более, что и первоначальный смысл праздников один и тот же:
ведь в переводе с итальянского «карнавал» (carne-vale) означает «говядина,
прощай!», а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась
«Мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Все просят
друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в
ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с
ней и зима.
Источники информации:
domashnie-posidelki.ru — история Масленицы; |