Пятница
29.03.2024
11:43
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Книжный глобус

    Библиотечные уроки в 4-х классах

    В ноябре для обучающихся 4-х классов были проведены библиотечные уроки :

    «Представление о словаре, справочнике и энциклопедии. Структура справочной литературы, алфавитное расположение материала, алфавитные и предметные указатели»

    Ребята с удовольствием посмотрели и познакомились со справочными изданиями,

    которые есть в школьной библиотеке и научились быстро находить нужную информацию.

       

    Знакомство с библиотекой

      

    В конце ноября первоклассники впервые посетили нашу школьную библиотеку.

    Библиотеки существуют очень давно, еще не изобрели бумагу, а библиотеки уже были.

    Заведующая библиотекой познакомила первоклассников с такими понятиями как: читальный зал , абонемент, формуляр читателя. И конечно же, чтобы стать хорошими читателями нужно знать правила пользования библиотекой. Как нужно себя вести и когда возвращать книгу в библиотеку.

    Как бережно обращаться с книгами. И вот уже почти полгода юные читатели ходят в библиотеку, выбирают сами понравившиеся им книги , смотрят журналы.

    Читать –это престижно!

    В библиотеке прошли библиотечные часы «Донесем до читателя истину через чтение» для учащихся 5-х классов.

    Зав библиотекой Левченко Н.В. рассказала ребятам о том, какие книги нужно читать в их возрасте и предложила на выбор интересные книги . Многие книги ребята взяли читать домой.

    Мир книг — мир увлекательный, таинственный и необъятный. Как ориентироваться, как не заблудитесь в нем? Что читать и как читать? Для чего человек читает?

    Каждый на этот вопрос отвечает по-своему. Мы думаем, что человек читает:

    Потому, что чтение доставляет ему радость.

    Потому, что хочет лучше понять себя.

    Потому, что узнает что-то новое для своего развития.

    Потому, что это необходимо для учебы или работы.

    Потому, что читают друзья и говорят о книгах.

    Потому, что книги учат его жить в гармонии с окружающим миром.

    Потому, что стремится приобщиться к мировой культуре.

    Потому, что чтение — это особый стиль жизни.

    Потому, что ЧИТАТЬ — ЭТО ПРЕСТИЖНО!

    Учащиеся 5-х классов посмотрели справочную литературу которая есть в библиотеке , для того чтобы использовать ее в процессе учебы. Все справочники ,энциклопедии и словари это большая помощь для написания докладов , рефератов и подготовки к занятиям.

    «Праздник для книгочеев»

    В сентябре в нашей библиотеке в рамках «Международного месячника школьных библиотек» проведен «Праздник для книгочеев»- посвящение в читатели 2-х классов. Начался новый учебный год и ребята снова записались в школьную библиотеку, взяли домой читать интересные книги. Заведующая библиотекой рассказала ребятам о структуре книги и показала презентацию по теме. Ребята ответили на вопросы интересной викторины и разгадали ребусы.

     

    «Наши помощники»

    В библиотеке проведены библиотечные часы для 5-х классов. «Наши помощники»

    Мы часто встречаем выражения «энциклопедический образованный

    человек или ходячая энциклопедия». Так называют людей всесторонних знаний.

    Всегда были и есть такие люди, но никогда еще не было человека знающего все и обо всем.

    Это не возможно. Для этого и создаются книги «которые знают все»- энциклопедии,

    словари, справочники. И сегодня заведующая библиотекой познакомила

    ребят из 5-х классов с такой литературой в школьной библиотеке.

     

    Ученые полагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.

    А хранятся они в справочниках, словарях и энциклопедиях.
    Уважаем Государь
    По прозванию Словарь,
    Даже Пушкин, я об этом
    Достоверно говорю,

    Не однажды за советом
    Обращался к словарю.
    Он связует новь и старь,

    И тебе всегда, как другу,
    Оказать готов услугу
    Русской речи Государь

    По прозванию Словарь!

    Многим из нас случалось, читая какую-нибудь книгу вдруг «споткнуться» на незнакомом слове.

    И тогда лучше всего обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям.

    Там можно обязательно найти ответ на любой вопрос. А знаете почему?
    Потому что энциклопедии, словари и справочники – это книги, которые «знают все на свете».

    Французский философ Вольтер говорил: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке».
    Энциклопедии, энциклопедические словари, справочники
    Слово «Энциклопедия» - греческое и дословно переводится как «обучение по всему кругу знаний.
    Энциклопедии, энциклопедические словари бывают универсальные и отраслевые.
    Как искать материал в таких книгах? В универсальных - по алфавиту, или ещё в некоторых

    бывает предметно-именной указатель в конце книги ,в отраслевых энциклопедиях и словарях есть содержание.
    Второй вид словарей это языковые словари – в них содержится информация о словах.

    Словарь - вам всегда поможет в правильном написании того или иного слова.

    Толковые словари: словарь Даля, толковый словарь Ожегова - он содержит 53000 слов.

    Имеются иностранные словари: русско-немецкий, русско-английский.

    Имеются словари, связанные с определенной отраслью.

    Например: географический, мифологический, словарь юного техника и т.д.

    Энциклопедии призваны раскрыть суть предметов, их значения.

    Назначение словарей иное. Как можно полнее раскрыть значение слов, их роль в речи.

    Значит, энциклопедии описывают предметы, а словари их названия-слова.

    Юные читатели.

     В сентябре проведены  уроки  информационной грамотности во 2- классах

    по теме "Структура книги" , а в начале октября первоклассники двух классов

    посетили библиотеку . Для них заведующая библиотекой провела экскурсию  по библиотеке,

    рассказала о правилах поведения в библиотеке и  правилах пользования книгами.

    Ребята отгадали сказочные загадки. Посмотрели журналы и детские книжки. 

    Записались в библиотеку. Теперь юных читателей прибавилось .              

    24 мая - День славянской письменности, культуры и просвещения

    В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг,

    газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории,

    религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых

    важных открытий на долгом пути человечества

    Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии

    братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов.

    Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью.

    Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь. Около 863 года братья

    упорядочили письменность для славянского языка. Кирилл на основе греческого

    алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия Кирилл перевел

    на славянский язык несколько богослужебных книг. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

    Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых

    Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. Церковь причислила

    Кирилла и Мефодия к лику святых, а 18 мая 1863 года Святейший Синод принял

    указ - провозгласить 24 мая по новому стилю Церковным праздником Салунских братьев.

    18 мая в библиотеке проведен классный час в 6Б классе «День славянской письменности и культуры».

    Чуенкова Анна , Руднева Карина и зав. библиотекой Наталья Викторовна рассказали ребятам

    об истории создания славянской письменности, прочитали стихи посвященные просветителям.

    А ребята Паюнов Иван и Лысов Роман сыграли небольшую сценку.

        « Я дружу с книгой »

           24 и 25 января были проведены библиотечные часы в 6В и 6А классах , посвященные книге.

           Цель этого мероприятия - вызвать интерес к  книгам, воспитывать уважительное отношение

      к книге, истории и культуре .

      

      Разговор шел о Книге, одном из величайших чудес света, удивительном изобретении человека.

    На вопрос- что такое книга?- вроде и отвечать не нужно: Это знает каждый. Но мы с ребятами

     из 6-х классов попробовали разобраться с тем, что каждому  и так хорошо известно.

    Никто из нас не сможет вспомнить день и час, когда впервые взял в руки книжку.

     Кажется, что книга была в нашей жизни всегда. Наверное, так оно и есть! 

    Но несмотря на то, что книга- наша старая знакомая, ребята попробовали  найти в ее биографии,

    истории, в ее организме, еще не прочитанные страницы.

       Мы совершили увлекательное  путешествие по вроде бы исхоженной вдоль и поперек

     (и все же  очень загадочной и таинственной) Стране Книг.

    Эта страна древняя и одновременно очень молодая, потому что постоянно

    обновляется и пополняется новыми обитателями.

        Это путешествие -игра состояла  из четырех  разделов, посвященных каждый своей теме.

     Ребята отлично справились с заданиями , получили большое количество баллов.

    Спасибо классным руководителям за помощь в проведении мероприятия.

     

    "ДЕНЬ СЛОВАРЯ"

    В рамках федеральной целевой программы «Русский язык»
    с 21 по 24 ноября 2016 года проводится всероссийское мероприятие «День словаря».

    РИА-НОВОСТИ: «КОНСТАНТИН ДЕРЕВЯНКО: КУЛЬТУРА ПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВАРЯМИ В РОССИИ УТРАЧЕНА»

    Культура пользования словарями значительно снизилась в последние десятилетия, целые поколения детей плохо представляют, что такое словарь, считает руководитель проекта «Словари XXI века» К. Деревянко.

    Словари выпали из системы образования в начале 90-х годов, а по новым стандартам библиотечного дела даже не вошли в раздел учебных изданий.

    «На сегодняшний момент, по нашему мониторингу, в школах в принципе нет современных словарей, нет специализированных учебных словарей. Поколения детей, который сейчас оканчивают школу или окончили ее недавно, с трудом представляют себе, что такое словарь, предпочитая пользоваться интернетом»,  добавляет Деревянко.

    Поисковые системы часто вводят пользователей в заблуждение, поскольку по запросу находится неверный вариант произношения или написания. В данный момент над решением проблемы работает Институт русского языка имени Виноградова при участии других ведущих организаций страны, в том числе проекта «Словари XXI века». Создается глобальный ресурс по описанию русского языка.

    «Это будет электронный, бумажный ресурсы, в него войдут более сотни словарей. Мы надеемся, что такой ресурс, ориентированный на разную аудиторию — на школьников, журналистов, педагогическую и научную общественность, будет способствовать повышению культуры речи и развитию информационной культуры подрастающего поколения», — заключил Деревянко.

    http://деньсловаря.рф/орфоэпическая-норма-и-ее-варианты/

    ОТ ГРЕЧЕСКОГО «GLOSSA» 

    Французский писатель Анатоль Франсуа Тибо говорил: «Словарь — это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные.

     

    …Все собранные вместе слова — дело плоти, крови и души родины и человечества».

    Как известно, язык отражает интеллектуальное и нравственное состояние общества. Отношение к языку также характеризует состояние общества. Уважение к словарям, «плоти и крови родины», отражает любовь к своему народу, его культуре. Культура предполагает запрет, потому языковые нормы необходимы. Даже бессистемное листание словарей — очень полезное развивающее занятие. Будучи историком, краеведом, я непременно рассказываю детям о происхождении словарей, их пользе, и это всегда вызывает неизменный интерес.

    В современном виде словари появились в середине ХV столетия, почти вместе с книгопечатанием. До этого переписчики или ученые составляли глоссарии. На полях манускрипта писалось значение незнакомого слова, и эта пометка называлась «глосса» от греческого glossa — язык, слово. Самые древние глоссы обнаружены еще у шумеров, в ХХV веке до нашей эры. Даже рукописные глоссарии пользовались большим спросом — их переписывали для пользования, а уж с изобретением печатного станка словари стали одними из первых книг. Самый ранний из сохранившихся русских глоссариев, содержащий 174 слова, датируется 1282 годом. Первый из печатных словарей «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского (церковнославянского) языка на просты русский диялект истолкованы Лаврентия Зизания Тустановского» увидел свет в 1596 году. В 1627 году в Киеве вышел гораздо больший по объему «Лексикон славеноросский и имен толкование Памвы Берынды», содержащий более 7 тысяч слов. В нем заложены принципы словарного материла, в частности, по алфавитному принципу, которые применяются и теперь. Петр I открыл окно в Европу, в том числе и для иностранных слов, обогативших русский язык. Тогда появился прототип Словаря иностранных слов.

    Особое место всегда занимали толковые словари, их создание всегда было и остается частью языковой политики государства. Под руководством великого российского ученого Михаила Ломоносова в Санкт-Петербургской академии наук были начаты подготовительные работы по созданию Толкового словаря русского языка. В 1783 году, когда была учреждена Российская академия наук, развернулся национальный лексикографический проект, результатом которого стал Словарь Академии Российской, вышедший в шести частях в 1789-1794 гг. Первый Толковый словарь русского языка содержал 43257 слов, и его выход стал явлением. Это была попытка создания нормативного словаря, рекомендующего государственный стандарт употребления слов.

    Историку, конечно, ближе энциклопедические словари (от греческого enkyklios paideia — обучение по всему кругу знаний), то есть свод основных сведений по различным областям знания и практической деятельности, расположенный в определенном порядке. На мой взгляд, никакая деградация духа не страшна нашим детям, если они хоть иногда читают Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, одну из лучших русскоязычных энциклопедий, выпущенную в 1890 году, но сохранившую свою справочно-научную ценность и для нас. Никакое другое издание не отражает так полно ту эпоху на страницах 86 томов. В состав редакции энциклопедии вошли многие выдающиеся люди того времени: химик Дмитрий Менделеев, философ Владимир Соловьев, историк литературы Семен Венгеров, педагог Андрей Бекетов и другие.

    Александр РАХНО, учитель истории и краеведения Петропавловской средней школы Муромцевского района, Омская область

     

     Ожегов Сергей Иванович

    Ожегов Сергей Иванович (1900—1964) — лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор.

    Сергей Ожегов родился 22(9) сентября 1900 года в посёлке Каменное (ныне город Кувшиново) Тверской губернии в семье инженера-технолога Каменской бумажно-картонной фабрики[2] — Ивана Ивановича Ожегова. Сергей Иванович был старшим из трёх братьев. В канун Первой мировой войны семья переехала в Петроград, где Сергей закончил гимназию. Затем он поступил на филологический факультет Ленинградского университета, но занятия вскоре были прерваны — Ожегова призвали на фронт. Он участвовал в боях на западе России, на Украине. В 1922 году Ожегов окончил военную службу в штабе Харьковского военного округа и сразу же приступил к занятиям на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета.

    В 1936 году Ожегов переехал в Москву. С 1937 года преподавал в московских вузах (МИФЛИ, МГПИ). С 1939 года Ожегов — научный сотрудник Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР.

    Во время Второй мировой войны Ожегов не эвакуировался из столицы, а остался преподавать.

    Основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР (с 1952).

    Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935—1940). Автор одного из самых известных и популярных русских словарей — однотомного «Словаря русского языка». Словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу многих переводных словарей.

    Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей .

    Редактор «Орфографического словаря русского языка» (1956, 5 изд., 1963), словарей-справочников «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962). Основатель и главный редактор сборников «Вопросы культуры речи» (1955—1965).

    По инициативе Сергея Ивановича Ожегова в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи.

    Ожегов был членом Комиссии Моссовета по наименованию учреждений и улиц Москвы, Предметной комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР, заместителем председателя Комиссии Академии наук по упорядочению написания и произношения иноязычных собственных и географических наименований, научным консультантом Всероссийского театрального общества, Гостелерадио; членом Орфографической комиссии АН, готовившей «Правила русской орфографии и пунктуации».

    Умер Сергей Иванович Ожегов в Москве 15 декабря 1964 года. Урна с его прахом покоится в стене некрополя Новодевичьего кладбища.

     

    18 января прошел библиотечный урок в 5 Б классе  к 115 летнему юбилею Ожегова С.И.

    Ребята узнали  о биографии  ученого посмотрев презентацию , поработали со словарями и поучаствовали в викторине.

     «Знакомство со словарями и энциклопедиями»

    «Культурный в языковом отношении человек, как только ему встретится незнакомое слово,

    в котором он не уверен. Тотчас прежде чем рискнуть произнести его «при народе»,

    заглянет либо в общий «Толковый словарь русского языка» , либо в «Орфографический словарь»,

    либо же в специальный «Орфоэпический словарь русского языка».  Л.Успенский.

    Учащиеся 4-х классов в библиотеке совершили путешествие в страну словарей и энциклопедий.

    Это первый блок справочной литературы, которые содержат фундаментальные своды знаний.

    Разговор о них может быть безграничен . Знакомство со  многими из них ждет ребят еще впереди.

    Но мы учим их уже сейчас заглядывать в эти полезные книги, когда у них возникают вопросы, неясно значение слова.

    Энциклопедии обогатят  кругозор, словари помогут сделать  речь богатой и выразительной.

    "Дом в котором живут книги"

    Нашу библиотеку посетили первоклассники и узнали много интересного.

    Где можно выбрать книгу по интересу, подготовиться к уроку,

    написать реферат, получить литературу по внеклассному чтению,

    а также познакомиться с книжными новинками, полистать журналы.

    Многие из ребят уже умеют читать и им сразу захотелось взять книгу.

    Ребята  также с успехом отгадали все загадки, загаданные зав.библиотекой .

    Библиотечные  уроки в 3-х классе прошли

    в октябре месяце  по  теме "Строение книги". 

    На фото ребята из 3Б класса

     

     «Про того ,кто научил Винни –Пуха говорить по русски»

    9 сентября исполнилось 95 лет со дня рождения писателя и переводчика Бориса Заходера

    16 и 17 сентября  в библиотеке для ребят из 2-х классов был

    проведен урок -встреча с творчеством Бориса Заходера.

    Писатель написал много стихов .С детства Борис очень любил животных,

    ему нравилось наблюдать за ними , поэтому он посвятил животным много сказок,

    веселых и грустных, но обязательно добрых и поучительных. 

    Ребята с удовольствием слушали стихи и даже  сказали ,что они им уже знакомы.

    Отгадали загадки-«заходерки», познакомились с биографией писателя.

    Патриотический урок , посвященный празднику Победы -9 МАЯ.

     8 мая традиционно первый урок в нашей школе посвящен

    празднику Победы 9 мая. В библиотеке с учащимися 6 Б

    класса была проведена литературно-музыкальная композиция

    «Не помнить нельзя , забыть невозможно».

    Ребята рассказали о подвигах военных , детей и простого народа.

    Послушали военные песни, посмотрели книги и фотоальбомы  о ВОВ.

    День славянской письменности и культуры.

    19 мая в библиотеке прошел классный  час в 5А классе  к Дню славянской

    письменности и культуры.Ребята  послушали историю жизни

     первых просветителей Кирилла и Мефодия, сыграли сценку,

    послушали стихи прославляющие славянский алфавит, посмотрели книги с выставки.

     

    Уроки информационной грамотности для 4-х классов. 
     

     

    В библиотеке проведены уроки информационной грамотности

    для учащихся 4- х классов по теме «История книги»,

    «История древних библиотек». Заведующая библиотекой

    Левченко Н.В. познакомила ребят с историей книги и историей

    создания известнейших библиотек древности. А также ребята расширили свои знания о крупнейших библиотеках современного мира.

    С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверяли книгам.

    На глиняных табличках и пальмовых листьях,

    на папирусных свитках и пергаментных кодексах писатели,

    ученые и философы стремились запечатлеть свои знания,

    свой опыт, свои мысли, сохранив их для потомков.

    С незапамятных времен появились и библиотеки

    - кладовые мудрости. О многих цивилизациях древности, таких как древнеегипетская, шумерская или цивилизация майя, мы знаем только потому, что удалось обнаружить их библиотеки.

     Научно-познавательная литература в школе.

    Трудно переоценить значение справочных изданий сегодня.

    Все они являются средством для самообразования. Любой вариант человеческой деятельности

    невозможен без информации, он фактически на ней базируется.

    Справочные издания отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке,

    удобном для быстрого разыскивания (по принципу «вопрос-ответ») Еще Н.В.Гоголь сказал:

    «Это беспорядок, над которым думали очень порядочные головы».

    Такой беспорядок в расположении терминов позволяет сэкономить самую дорогую вещь в мире- время.

    Учащиеся 5 А класса 4 января 2013года пришли в библиотеку, чтобы узнать подробнее

    о структуре энциклопедических изданий и правилам поиска информации в них.

     

    Я дружу с книгой
    В январе проведены библиотечные уроки в 6А и 6Б  классах и викторина
    "Я дружу с книгой", на вопросы которой ребята с увлечением ответили.