Культура чтения.
Культура чтения это
мировоззрение, убеждения, уровень культуры в целом, его воспитанность и
образованность. В культуре чтения отражается духовное богатство человека,
разнообразие и гармоничное единство его
внутреннего мира.
Под культурой чтения мы прежде всего понимаем высокую
требовательность читателя к выбору книг. Глубокое проникновение в текст,
высокую степень понимания не только самого текста, но и основных идей автора,
его нравственной позиции, усвоение содержания книги. А это работа умственная,
творческая. Хороший читатель отыщет в прочитанном главное, осмыслит его, а при
необходимости сумеет обосновать свои мысли, защитить их. Он знает: нельзя
слепо следовать за автором, надо
сопоставлять факты, мысли, выводы.
Культура чтения предполагает чтение постоянное,
систематическое. Нельзя считать культурным читателем человека, который по
полгода не берет в руки книгу.
Это не только вопрос
о том, что читать, но и как и сколько
читать.
Культура чтения зависит от правильной его организации,
связана с читательским мастерством- умением собирать и систематизировать
материал, использовать его, делать выписки.
Существуют три уровня умений читателя: высокий, средний и
низкий. О высокой культуре мы уже
сказали. Средний уровень отличается меньшей активностью в чтении Читатель этой
категории не всегда подчиняет свое чтение определенной цели. У него не
выработана четкая система в использовании различных способов работы с книгой.
Его чтение сопровождается лишь эпизодическими размышлениями. Иногда он
критически относится к прочитанному. Но в целом у него правильная работа с
книгой еще не превратилась в навык, потребность в чтении не стала устойчивой.
Читатель низкого уровня не вникает в суть произведения,
торопится, пропуская целые страницы текста. Хочет заглянуть в конец книги: чем
же все кончится ? Его больше интересует действие, сюжет. Умственная лень и
слабое воображение влекут за собой отсутствие вопросов и собственных мыслей о
прочитанном, нежелание анализировать, критически относиться к тексту. Читает не
систематически, редко. Неумение или нежелание вдумываться в текст порождает
неумение читать серьезную литературу.
Что же необходимо для того, чтобы стать талантливым
читателем? Как перейти в высшую читательскую категорию?
Для этого необходимо
вырабатывать в себе определенные навыки. Достигнуть высокого уровня культуры
может тот, кто умеет сосредоточиться на том, что читает, умеет не допустить
потерь. Чтобы книга дала что-то вам, вы сами должны ей что-то отдать: настроить
на нее свои мысли и чувства, приложить терпение и труд.
Другое необходимое условие по –настоящему глубокого чтения-
умение улавливать сущность читаемого. Не упуская мелочей, фиксировать в
своем сознании самое важное.
Литературное произведение
тем глубже входит в наше сознание, чем лучше мы видим все черты и
черточки образа героя не упуская даже мельчайших деталей, которые служат
лучшему раскрытию замысла автора.
Но все же опытный
читатель держит в своем сознании ведущую мысль автора, понимая, что ею
обусловливается все остальное.
Хороший читатель должен видеть , куда направлен взгляд
художника, в каких границах и ради чего производит он отбор материала. Отсюда и
одна из главных заповедей читателя: держать в поле зрения сущность написанного.
Читатель должен сосредоточить свое внимание на
важнейшем материале книги, не отвлекаться и не скользить по поверхности
текста.
Углубленное чтение художественных произведений расширяет
жизненный опыт, улучшает эмоциональное восприятие, воспитывает ум и волю
читателя.
Книги ждут от нас более высокого проявления человеческих
чувств, интереса, понимания и любви.
Литература: Мир детства: Юность, ред А.Г Хрипцова.
|